Государственное учреждение культуры
Центральная библиотечная
система №3 ЮАО
Библиотека – филиал №172
«Просвещение трудящихся»
Информационный Интеллект -
Центр
Составитель списка:
Психолог Мишукова Е. О.
Список литературы по
жанрам, рекомендуемый к прочтению
Специальная
медицинская литература (способна дать человеку знания,
которые ему особенно важны для стимуляции успокоения, контроля, давая
достаточные для оптимистической ориентации знания, стимулируя общую активность)
· Коростелев
Н.Б.
«От А до Я». (Научно-популярная медицинская литература, своеобразная азбука
здоровья. Книга знакомит с наиболее важными аспектами охраны здоровья,
психогигиены и пр.);
· Айрапетов
С. Г.
«Здоровье, эмоции, красота». (Беседы врача о влиянии эмоций на жизнь человека);
· Леви
В.Л.
«Везет же людям» ( Психология здоровья). Книга рассказывает о том, как
заниматься самовыздоровлением на всех уровнях , в т.ч. физическом, психическом
и духовном);
· Чирков
Ю.Г.
«Стресс без стресса». (Книга рассказывает о том, какую роль играет стресс в жизни
человека и как лучше использовать его положительное влияние, минуя
отрицательные факторы);
· Тигранян
Р.А.
«Стресс и его значение для организма». (Популярно излагается о том, что такое
стресс, какие изменения вызывает в организме, его значение и борьба с ним);
· Линецкий
М. Л.
«Внушение и мы». (Внушение как многообразный способ влияния на
психоэмоциональное и физическое состояние человека);
· Грегор
О. «Не стареть –
это искусство». (Разнообразные вопросы проблемы старения, ее положительные
стороны и отношение к отрицательным последствиям влияния возраста);
· Швалев
В. Н.
«Молодость и сердце». (Книга рассказывает о различных аспектах деятельности
сердца и раскрывает вопросы касательно поддержания его состояния в разных
возрастах);
· «Неотложные
состояния и экстренная медицинская помощь: справочник». (По симптомно - синдромному
принципу описаны состояния, при которых необходимо оказание неотложной помощи,
даются методы и средства);
· Беккер
Б. «Бессонница и
расстройства сна». (Книга поможет понять причины расстройств сна и узнать как с
ними бороться);
· Мишин
Г.И «Отрицательные
эмоции и их преодоление» (В брошюре рассказывается о сущности и путях
преодоления различных невротических расстройств и рекомендации по их
устранению);
· Уманский
К. Г.
« Невропатология для всех». (Книга знакомит с устройством нервной системы
человека, ее особенностями, методами диагностики и простейших мероприятий по
профилактике);
· Мартышов
Ю.С.
«Нервные болезни: учебное пособие»;
· Темишевская
М.Э.
«Искусство делать людей счастливыми: записки психотерапевта»;
· Александровский
Ю.А.
«Глазами психиатра». (Книга раскрывает тайны психической деятельности человека,
знакомит с проявлениями ее нормы и патологии);
· Гехт
К. «Психогигиена»
Биографическая
и автобиографическая литература (помогает быстрее и лучше понять
себя, свои трудности, найти много общего с мыслями и судьбами выдающихся людей)
· Толстой
Л. «Записные
книжки». (Записи мыслей, размышлений писателя о жизни и творчестве);
· Селезнев
Ю.И.
«Достоевский». (Биографическое издание из серии «ЖЗЛ);
· Гостев
А.А.
«Леонардо да Винчи». (Биографическое издание из серии «ЖЗЛ);
· Зверев
А.М.,
Туниманов В.А. «Лев Толстой».
(Биографическое издание из серии «ЖЗЛ);
· Ж.-Ж.
Руссо
«Исповедь»
Философская
литература (помогает получить более цельное
представление о себе и людях, мире в целом, понять неизбежность разницы между
реальным миром и внутренним)
· Ливрага
Х.А., Гусман Д.С.
«Сокровенный смысл жизни». Сборник, т1,2. (В книге затрагиваются вопросы о
прошлом, будущем человека, о законах Вселенной, о жизни и тайнах внутреннего
мира человека);
· Толстой
Л.Н.
«Путь жизни». (Памятники религиозно-философской мысли, собранные и
переработанные писателем);
· Шопенгауэр
А. «Избранные
произведения»;
· Золотухина
– Аболина Е. В.
«Страна Философия». (Книга в популярной
форме раскрывает перед читателями важнейшие темы философского размышления»
· Богат
Е.М.
«Понимание». (Серия «Личность. Мораль. Воспитание») Как стать человеком в
полном смысле этого слова? Не потерять себя, или как найти? Письма-исповеди
читателей;
· Графова
Л.И.
«Живу я в мире только раз». ( Серия «Личность. Мораль. Воспитание»).Вопросы
самопознания, самовоспитания, самосовершенствования;
· Жуховицкий
Л.А.
«Помоги своей судьбе».( Серия «Личность. Мораль. Воспитание»). Социальная
активность человека, ее развитие и самоопределение в жизни;
Специальная научная литература
(помогает лучше
понять свою нормальную психологию, стимулируя здоровые психические процессы)
· Курпатов
А.В.
«Пособие для эгоиста». (Как найти себя? Как перестать играть и начать жить? и
т.п.);
· Никифоров
А.С.
«Этюды о разуме». (В книге рассказывается о том, как складывались представления
о сущности разума, о роли общества в формировании личности, о работе мозга и
многое другое);
· Рейнуотер
Дж. «Это в ваших
силах. Как стать собственным психотерапевтом». ( Книга адресована тем, кто
интересуется методами самопсихотерапии, стремится к личностному росту, хочет
научиться нести ответственность за свою жизнь)
Критическая
литература (благодаря четкости, наглядности
отношений к явлениям, помогает лучше в них разбираться, открывая для себя новое
содержание)
· Шубин
Б.М.
«Дополнение к портретам». (Доктор Шубин о биографиях Пушкина и Чехова глазами
врача, своеобразные дополнения интересными и малоизвестными подробностями из
жизни великих писателей);
· «Карамзин.
Пушкин. Гоголь. Аксаков. Достоевский: биографические очерки». (Написанные в жанре поэтической
хроники и историко-культурного исследования работы несут информационную и
энергетико-психологическую ценность);
· «Литературная
критика»
(В.Г.Белинский,Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев);
· Белинский
В.Г.
«Гамлет» драма Шекспира». (Критический и психологический разбор произведения,
написанный доступным и ярким языком );
· Белинский
В.Г.
«О русских классиках». (В сборник вошли статьи о «Евгении Онегине», Герое
нашего времени», «Мертвых душах» и других классических произведениях,
представляющих культурную и психологическую ценность для читателя)
Афористическая
литература (благодаря содержанию в себе ясных
суждений, отточенных идей, помогает вносить порядок в свою психическую
деятельность)
· «Умное слово». (Афоризмы, \мысли,
изречения, крылатые слова);
· «В мире мудрых мыслей». (Сборник
афоризмов и высказывания великих мыслителей прошлого);
· «Симфония разума». (Афоризмы и
изречения отечественных и зарубежных авторов);
· «Размышления и афоризмы французских
моралистов
16-18 вв.»;
· «Мысли мудрых людей на каждый
день». (Собраны Л.Н. Тостым)
Сказки,
фольклор (представляя собой мировоззрение
народа , изложенное в доступной для понимания форме, позволяет без труда
осознавать и прорабатывать основные проблемы )
· «Русские народные сказки»;
· «Русские сказки: из сборника А.Н.
Афанасьева»;
· «Сказки зарубежных писателей».
(Перро, Гримм, Гауф, Андерсен и др.)
Педагогика
(можно применять
в качестве тренировок, коррекции , формирования и развития разных качеств и
умений)
· Сухомлинский
В.А. «Как
воспитать настоящего человека»;
· Рувинский
Л.И., Хохлов С.И.
«Как воспитать волю и характер».(В книге даны рекомендации по
самосовершенствованию. Авторы рассказывают о возможностях человеческого
организма, самовоспитании и самосовершенствовании);
· Гнатюк
Н.А.
«Нет предела совершенству». (Вопросы самосовершенствования, укрепления
характера, воспитания вкуса и интересов представлены и понятно изложены в
данной книге);
· Макаренко
А. «Книга для
родителей». (Рассматривает разнообразные вопросы семейной педагогики и
воспитания детей);
· Руссо
Ж.-Ж.
«Педагогические сочинения»
Юридическая
литература (дает возможность разобраться в
причинах многих видов отклоняющегося от нормы поведения и оценить степень его
вредности и возможные способы самосохранения)
· «Курс советской криминологии». (Рассматривает
и анализирует причины преступности, механизмы поведения и особенности
преступников);
· Фокс
В. «Введение в
криминологию». (В книге описываются конкретные методы воздействия и
прогнозирования преступного поведения
Узкопрофессиональная
литература (дает возможность использовать и
перенести опыт высокого отработанного профессионализма в собственную жизнь)
· «ОБЖ (учебное пособие)». Поможет
лучше ориентироваться в различных ситуациях, возникающих в жизни и
представляющих опасность для человека, а также прогнозировать исход события
путем правильного построения своего поведения;
· «Хрестоматия по психологии». Под ред. А.В. Петровского (Текст
включает в себя отрывки и извлечения их трудов ведущих психолог по различным
областям и отраслям психологической науки);
· Малыхин
И. «Искусство быть
счастливым. Мировоззренческая психотерапия». (В книге даны теоретические и
практические рекомендации по поддержанию оптимального душевного состояния);
· Фромм
Э. «Искусство
любить: исследование природы любви»;
· Леви
В.Л.
«Цвет судьбы». (Книга поможет тем, кто хочет жить полнее, осмысленнее, интереснее.
Включает переписку и диалог с читателями);
· Соколова
Е.Е.
«13 диалогов о психологии». (В книге рассматриваются стержневые вопросы и
проблемы психологической науки в их историческом развитии);
· Коломинский
Я.Л.
«Человек: психология». (Книга знакомит читателей с основами современной
психологии, показывает ее место в системе наук, рассказывает о методах изучения
человека);
· Пиз
А. «Язык
телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»
Классическая
русская литература (помогает на основании изложенных
жизненных ситуаций, рассматриваемых с разных сторон, моделировать и менять свою
собственную жизнь и мировоззрение)
· Чехов
А.П.
«Палата номер 6» (поиск своего места в
обществе, непонимание незаурядных личностей);
«Человек в футляре»
(проблема одиночества и осознание собственного сознательного абстрагирования от
действительности);
«Душечка» (жизнь не для
себя и своего благополучия, а ради самой жизни в целом, проблема эгоцентризма);
«Дом с мезонином»
(проблемы потери себя, своей целостности и души в потоке жизни и
повседневности);
«Ионыч» (проблема
взаимодействия человека и среды, воздействия общественных норм жизни на судьбу
человека)
· Лермонтов
М.Ю.
Стихотворение «Молитва»
(«В минуту жизни трудную…») - жизнеутверждающее, дающее надежду и уверенность в
себе;
«Герой нашего времени»
(Проблема «лишнего человека», в первую очередь в осознании самого себя,
возникновение конфликта с обществом и со
своей индивидуальностью)
· Куприн
А.
«Гранатовый браслет» (Проблема непонимания
чувств окружающих, своих собственных, а также противопоставление благородных
мотивов банальности);
«Олеся» (Боязнь потерять собственный
внутренний духовный мир в угоду
большинству, невозможность сохранить собственное счастье в условиях
обыденности)
· Гончаров
«Обломов» (Нереализованный
личностный потенциал, подавленный обстоятельствами и собственной
бездеятельностью, выбор пути своего существования)
· Грибоедов
А.
«Горе от ума» (Борьба
человека и его убеждений против системы и устоявшегося способа существования
общества)
· Горький
М.
«Детство» (Развитие и становление
личности в период детства, юношества и
зрелости на примере автобиографии писателя, человеческое самоутверждение в
противоборстве со средой);
«На дне» (Пассивность и
активность в отношение своего жизненного предназначения и сложившегося
положения, реальное восприятие действительности или иллюзорное);
«Макар Чудра» (Проблема
выбора своего жизненного пути, использование своих возможностей и устремлений,
мотивы свободы выбора человека);
«Старуха Изергиль» (Вопросы
противопоставления действия и бездействия в жизни, эгоизма и жертвенного
человеколюбия, а также свободы мыслей и действий);
«Песня о Соколе» (Выбор
смысла жизни человека, понятия подвига и простого существования, что присуще
человеку и к чему он должен стремиться)
· Островский
А.
«Гроза» (Проблема человека и общества.
Противопоставление собственной личностной целостности, чистоты души и морали устоям времени и
отдельно взятой семьи, невозможность выбора золотой середины между понятиями
«добра и зла» и собственного места в мире условностей и человеческого
угнетения);
«Бесприданница» (Противостояние
ситуации выбора путем нравственного просветления и прощения, путем возвышения
духовного над недостойными уважения людьми. Вопрос обреченности жизни в тех
условиях, в которых оказалась героиня и
способы выхода из них. Раскрытие силы духа человека и умения понять и принять
то испытание, которые было дано жизнью)
· Пушкин
А.С.
«Моцарт и Сальери» (В произведении ставится вопрос о человеческом
самоутверждении любой ценой, нежелание
принять и понять ценность того дара, которые имеет человек и как при этом он не
теряет возможности остаться человеком и дарить людям радость своего умения, не
получая ничего взамен);
«Выстрел» (
Противоборство личности с судьбой. Проблема работы над собой и собственной
совестью, душевный перелом как спасение себя и жизни другого);
«Метель» (Влияние
судьбы на жизнь человека, понимание того, что не все можно подстроить под себя
и повернуть так как хочется, что может быть в итоге лучшим выходом для
человека);
«Станционный
смотритель» (История человеческой жизни «маленького человека», влияние
социального статуса и положения в обществе на личность, к чему это может
привести и как нужно относиться к любому человеку, вне зависимости от его чина
и занимаемой должности);
«Барышня-крестьянка» (Жертва
ради счастья. Умение пойти против обстоятельств и условностей ради собственного
благополучия и жизни. Влияние первого впечатления на отношение к человеку );
«Евгений Онегин» (Идея
изменения общества путем нравственного усовершенствования человека и улучшения
общества через естественность и красоту
отношений, отстаивание права личности быть свободной, любить и верить в жизнь)
Научно
– фантастическая литература (благодаря доведению до крайностей
некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет понять и принять
крайности своих ощущений, стимулируя продуктивную активность человека)
· Беляев
А. «Ариэль» (Умение
вопреки обстоятельствам и возможности использовать свой дар и способности,
ставить морально-нравственные ценности и ценности свободы превыше алчности и
жажды тщеславия)
· Стругацкие
(братья)
«Трудно быть Богом» (Ставит вопросы о том, нужно ли человеку счастье, которое
он не сотворил сам, а получил в дар? Каждый человек решает для себя «..быть
Богом, или быть человеком?...»)
· Верн
Ж. «20 000
лье под водой» (Выбор человека, не сумевшего смириться в душе с
несправедливостью жизни и сделав осознанный выбор в пользу добровольного
отшельничества, обретя долгожданную свободу и независимость)
· Уэллс
Г. «Волшебная лавка» (Вера в чудо и его ожидание,
и только от восприятия человеком этого мира зависит, произойдут они или нет)
Детектив,
приключения (благодаря большому вниманию
негативным чувствам, тренировке интуиции, разоблачения романтического понимания
жизни идет побуждение человека к риску, смелости и находчивости)
· Акунин
Б.
«Азазель» (Произведение
захватывает, развивает логическое мышление, учит человека быть внимательнее и
анализировать происходящее вокруг, учиться выявлять истинные намерения людей)
· Коллинз
У. «Женщина в белом»
· Конан
– Дойл А.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
· Рид
М. «Всадник без
головы»
· Дюма
А.
1.
«Три мушкетера»
2.
«Асканио»
Драматургия
(данный жанр
выполняет роль лечебного театра, позволяющего проигрывать в уме различные
конфликтные и неоднозначные ситуации, помогая находить наиболее благоприятные
сценарии для собственной жизни)
· Шекспир
У. «Гамлет» (Внутренний
конфликт и переживание состояния отчуждения из-за душевной борьбы между своими
идеалистическими представлениями и реальностью. Трагедия мыслящего человека,
который пришел в беспорядочный мир слишком рано и первым увидел его
несовершенство)
· Гюго
В. «Собор
Парижской Богоматери» (Жизнь как мир, созданный на синтезе прекрасного,
солнечного, радостного и злого, уродливого и бесчеловечного, искусственно
навязанного, но утверждающая красоту и величие чувств за самыми обездоленными и
презираемыми слоями общества)
· Метерлинк
М. «Синяя птица» (Состояние
поиска как основное состояние души человека, т.к. в результате него душа
изменяется, что и является целью жизни, а внутренняя очистка – наибольшая
награда за этот поиск)
· Тургенев
И.С.
«Первая любовь» (Ярко описываемые переживания большого чувства, испытания души и возможности
для человеческого роста и развития)
· Гете
И.Ф.
«Фауст» (Затрагивает мысли об общечеловеческих ценностях, смысле жизни, в
основе которых лежит неутолимая деятельность ради человека, призыв не впадать в
сон, действовать, изменяться, обогащаться самому вместе с миром, и впоследствии
одержать победу духа над физической и духовной смертью)
Беллетристика(благодаря проблемности,
критичности указывает человеку на его ошибки, заблуждения, способствуя их
преодолению)
· Пауло
Коэльо
«Алхимик» («В настоящем весь секрет. Уделишь ему
должное внимание – сможешь улучшить его. А улучшишь нынешнее свое положение - сделаешь
благоприятным и грядущее. Не заботься о будущем, живи настоящим, и пусть каждый
день проходит так, как заповедано законом. Верь, что Всевышний заботится о
своих детях. Каждый день несет в себе частицу вечности»);
«Вероника решает
умереть» (Реалистичная история о жажде жизни перед лицом смерти, призывающая воспринимать
каждый день как чудо. Просто о жизни, о смерти, о любви, о безумии, от которого
нельзя избавляться)