Государственное  учреждение культуры

Центральная библиотечная система №3 ЮАО

Библиотека – филиал №172 «Просвещение трудящихся»

Информационный Интеллект - Центр

 

Составитель списка:

Психолог Мишукова Е. О.

 

 

Список литературы по жанрам, рекомендуемый к прочтению

Специальная медицинская литература (способна дать человеку знания, которые ему особенно важны для стимуляции успокоения, контроля, давая достаточные для оптимистической ориентации знания, стимулируя общую активность)

·       Коростелев Н.Б. «От А до Я». (Научно-популярная медицинская литература, своеобразная азбука здоровья. Книга знакомит с наиболее важными аспектами охраны здоровья, психогигиены и пр.);

·       Айрапетов С. Г. «Здоровье, эмоции, красота». (Беседы врача о влиянии эмоций на жизнь человека);

·       Леви В.Л. «Везет же людям» ( Психология здоровья). Книга рассказывает о том, как заниматься самовыздоровлением на всех уровнях , в т.ч. физическом, психическом и духовном);

·       Чирков Ю.Г. «Стресс без стресса». (Книга рассказывает о том, какую роль играет стресс в жизни человека и как лучше использовать его положительное влияние, минуя отрицательные факторы);

·       Тигранян Р.А. «Стресс и его значение для организма». (Популярно излагается о том, что такое стресс, какие изменения вызывает в организме, его значение и борьба с ним);

·       Линецкий М. Л. «Внушение и мы». (Внушение как многообразный способ влияния на психоэмоциональное и физическое состояние человека);

·       Грегор О. «Не стареть – это искусство». (Разнообразные вопросы проблемы старения, ее положительные стороны и отношение к отрицательным последствиям влияния возраста);

·       Швалев В. Н. «Молодость и сердце». (Книга рассказывает о различных аспектах деятельности сердца и раскрывает вопросы касательно поддержания его состояния в разных возрастах);

·       «Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь: справочник». (По симптомно - синдромному принципу описаны состояния, при которых необходимо оказание неотложной помощи, даются методы и средства);

·       Беккер Б. «Бессонница и расстройства сна». (Книга поможет понять причины расстройств сна и узнать как с ними бороться);

·       Мишин Г.И «Отрицательные эмоции и их преодоление» (В брошюре рассказывается о сущности и путях преодоления различных невротических расстройств и рекомендации по их устранению);

·       Уманский К. Г. « Невропатология для всех». (Книга знакомит с устройством нервной системы человека, ее особенностями, методами диагностики и простейших мероприятий по профилактике);

·       Мартышов Ю.С. «Нервные болезни: учебное пособие»;

·       Темишевская М.Э. «Искусство делать людей счастливыми: записки психотерапевта»;

·       Александровский Ю.А. «Глазами психиатра». (Книга раскрывает тайны психической деятельности человека, знакомит с проявлениями ее нормы и патологии);

·       Гехт К. «Психогигиена»

Биографическая и автобиографическая литература (помогает быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти много общего с мыслями и судьбами выдающихся людей)

·       Толстой Л. «Записные книжки». (Записи мыслей, размышлений писателя о жизни и творчестве);

·       Селезнев Ю.И. «Достоевский». (Биографическое издание из серии «ЖЗЛ);

·       Гостев А.А. «Леонардо да Винчи». (Биографическое издание из серии «ЖЗЛ);

·       Зверев А.М., Туниманов В.А.  «Лев Толстой». (Биографическое издание из серии «ЖЗЛ);

·       Ж.-Ж. Руссо «Исповедь»

Философская литература (помогает получить более цельное представление о себе и людях, мире в целом, понять неизбежность разницы между реальным миром и внутренним)

·       Ливрага Х.А., Гусман Д.С. «Сокровенный смысл жизни». Сборник, т1,2. (В книге затрагиваются вопросы о прошлом, будущем человека, о законах Вселенной, о жизни и тайнах внутреннего мира человека);

·       Толстой Л.Н. «Путь жизни». (Памятники религиозно-философской мысли, собранные и переработанные писателем);

·       Шопенгауэр А. «Избранные произведения»;

·       Золотухина – Аболина Е. В.  «Страна Философия». (Книга в популярной форме раскрывает перед читателями важнейшие темы философского размышления»

·       Богат Е.М. «Понимание». (Серия «Личность. Мораль. Воспитание») Как стать человеком в полном смысле этого слова? Не потерять себя, или как найти? Письма-исповеди читателей;

·       Графова Л.И. «Живу я в мире только раз». ( Серия «Личность. Мораль. Воспитание»).Вопросы самопознания, самовоспитания, самосовершенствования;

·       Жуховицкий Л.А. «Помоги своей судьбе».( Серия «Личность. Мораль. Воспитание»). Социальная активность человека, ее развитие и самоопределение в жизни;

 Специальная научная литература (помогает лучше понять свою нормальную психологию, стимулируя здоровые психические процессы)

·       Курпатов А.В. «Пособие для эгоиста». (Как найти себя? Как перестать играть и начать жить? и т.п.);

·       Никифоров А.С. «Этюды о разуме». (В книге рассказывается о том, как складывались представления о сущности разума, о роли общества в формировании личности, о работе мозга и многое другое);

·       Рейнуотер Дж. «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом». ( Книга адресована тем, кто интересуется методами самопсихотерапии, стремится к личностному росту, хочет научиться нести ответственность за свою жизнь)

Критическая литература (благодаря четкости, наглядности отношений к явлениям, помогает лучше в них разбираться, открывая для себя новое содержание)

·       Шубин Б.М. «Дополнение к портретам». (Доктор Шубин о биографиях Пушкина и Чехова глазами врача, своеобразные дополнения интересными и малоизвестными подробностями из жизни великих писателей);

·       «Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаков. Достоевский: биографические очерки». (Написанные в жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования работы несут информационную и энергетико-психологическую ценность);

·       «Литературная критика» (В.Г.Белинский,Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев);

·       Белинский В.Г. «Гамлет» драма Шекспира». (Критический и психологический разбор произведения, написанный доступным и ярким языком );

·       Белинский В.Г. «О русских классиках». (В сборник вошли статьи о «Евгении Онегине», Герое нашего времени», «Мертвых душах» и других классических произведениях, представляющих культурную и психологическую ценность для читателя)

Афористическая литература (благодаря содержанию в себе ясных суждений, отточенных идей, помогает вносить порядок в свою психическую деятельность)

·       «Умное слово». (Афоризмы, \мысли, изречения, крылатые слова);

·       «В мире мудрых мыслей». (Сборник афоризмов и высказывания великих мыслителей прошлого);

·       «Симфония разума». (Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов);

·       «Размышления и афоризмы французских моралистов

16-18 вв.»;

·       «Мысли мудрых людей на каждый день». (Собраны Л.Н. Тостым)

Сказки, фольклор (представляя собой мировоззрение народа , изложенное в доступной для понимания форме, позволяет без труда осознавать и прорабатывать основные проблемы )

·       «Русские народные сказки»;

·       «Русские сказки: из сборника А.Н. Афанасьева»;

·       «Сказки зарубежных писателей». (Перро, Гримм, Гауф, Андерсен и др.)

 

Педагогика (можно применять в качестве тренировок, коррекции , формирования и развития разных качеств и умений)

·       Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека»;

·       Рувинский Л.И., Хохлов С.И. «Как воспитать волю и характер».(В книге даны рекомендации по самосовершенствованию. Авторы рассказывают о возможностях человеческого организма, самовоспитании и самосовершенствовании);

·       Гнатюк Н.А. «Нет предела совершенству». (Вопросы самосовершенствования, укрепления характера, воспитания вкуса и интересов представлены и понятно изложены в данной книге);

·       Макаренко А. «Книга для родителей». (Рассматривает разнообразные вопросы семейной педагогики и воспитания детей);

·       Руссо Ж.-Ж. «Педагогические сочинения»

Юридическая литература (дает возможность разобраться в причинах многих видов отклоняющегося от нормы поведения и оценить степень его вредности и возможные способы самосохранения)

·       «Курс советской криминологии». (Рассматривает и анализирует причины преступности, механизмы поведения и особенности преступников);

·       Фокс В. «Введение в криминологию». (В книге описываются конкретные методы воздействия и прогнозирования преступного поведения

Узкопрофессиональная литература (дает возможность использовать и перенести  опыт высокого отработанного профессионализма  в собственную жизнь)

·       «ОБЖ (учебное пособие)». Поможет лучше ориентироваться в различных ситуациях, возникающих в жизни и представляющих опасность для человека, а также прогнозировать исход события путем правильного построения своего поведения;

·       «Хрестоматия по психологии». Под ред. А.В. Петровского (Текст включает в себя отрывки и извлечения их трудов ведущих психолог по различным областям и отраслям психологической науки);

·       Малыхин И. «Искусство быть счастливым. Мировоззренческая психотерапия». (В книге даны теоретические и практические рекомендации по поддержанию оптимального душевного состояния);

·       Фромм Э. «Искусство любить: исследование природы любви»;

·       Леви В.Л. «Цвет судьбы». (Книга поможет тем, кто хочет жить полнее, осмысленнее, интереснее. Включает переписку и диалог с читателями);

·       Соколова Е.Е. «13 диалогов о психологии». (В книге рассматриваются стержневые вопросы и проблемы психологической науки в их историческом развитии);

·       Коломинский Я.Л. «Человек: психология». (Книга знакомит читателей с основами современной психологии, показывает ее место в системе наук, рассказывает о методах изучения человека);

·       Пиз А. «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам»

Классическая русская литература (помогает на основании изложенных жизненных ситуаций, рассматриваемых с разных сторон, моделировать и менять свою собственную жизнь и мировоззрение)

·       Чехов А.П.

 «Палата номер 6» (поиск своего места в обществе, непонимание незаурядных личностей);

«Человек в футляре» (проблема одиночества и осознание собственного сознательного абстрагирования от действительности);

«Душечка» (жизнь не для себя и своего благополучия, а ради самой жизни в целом, проблема эгоцентризма);

«Дом с мезонином» (проблемы потери себя, своей целостности и души в потоке жизни и повседневности);

«Ионыч» (проблема взаимодействия человека и среды, воздействия общественных норм жизни на судьбу человека)

·       Лермонтов М.Ю.

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») - жизнеутверждающее, дающее надежду и уверенность в себе;

«Герой нашего времени» (Проблема «лишнего человека», в первую очередь в осознании самого себя, возникновение конфликта с  обществом и со своей индивидуальностью)

·       Куприн А.

 «Гранатовый браслет» (Проблема непонимания чувств окружающих, своих собственных, а также противопоставление благородных мотивов банальности);

 «Олеся» (Боязнь потерять собственный внутренний духовный мир в угоду  большинству, невозможность сохранить собственное счастье в условиях обыденности)

·       Гончаров

«Обломов» (Нереализованный личностный потенциал, подавленный обстоятельствами и собственной бездеятельностью, выбор пути своего существования)

·       Грибоедов А.

«Горе от ума» (Борьба человека и его убеждений против системы и устоявшегося способа существования общества)

·       Горький М.

 «Детство» (Развитие и становление личности  в период детства, юношества и зрелости на примере автобиографии писателя, человеческое самоутверждение в противоборстве со средой);

«На дне» (Пассивность и активность в отношение своего жизненного предназначения и сложившегося положения, реальное восприятие действительности или иллюзорное);

«Макар Чудра» (Проблема выбора своего жизненного пути, использование своих возможностей и устремлений, мотивы свободы выбора человека);

«Старуха Изергиль» (Вопросы противопоставления действия и бездействия в жизни, эгоизма и жертвенного человеколюбия, а также свободы мыслей и действий);

«Песня о Соколе» (Выбор смысла жизни человека, понятия подвига и простого существования, что присуще человеку и к чему он должен стремиться)

·       Островский А.

 «Гроза» (Проблема человека и общества. Противопоставление собственной личностной целостности,  чистоты души и морали устоям времени и отдельно взятой семьи, невозможность выбора золотой середины между понятиями «добра и зла» и собственного места в мире условностей и человеческого угнетения);

«Бесприданница» (Противостояние ситуации выбора путем нравственного просветления и прощения, путем возвышения духовного над недостойными уважения людьми. Вопрос обреченности жизни в тех условиях, в которых оказалась  героиня и способы выхода из них. Раскрытие силы духа человека и умения понять и принять то испытание, которые было дано жизнью)

·       Пушкин А.С.

 «Моцарт и Сальери»  (В произведении ставится вопрос о человеческом самоутверждении  любой ценой, нежелание принять и понять ценность того дара, которые имеет человек и как при этом он не теряет возможности остаться человеком и дарить людям радость своего умения, не получая ничего взамен);

«Выстрел» ( Противоборство личности с судьбой. Проблема работы над собой и собственной совестью, душевный перелом как спасение себя и жизни другого);

«Метель» (Влияние судьбы на жизнь человека, понимание того, что не все можно подстроить под себя и повернуть так как хочется, что может быть в итоге лучшим выходом для человека);

«Станционный смотритель» (История человеческой жизни «маленького человека», влияние социального статуса и положения в обществе на личность, к чему это может привести и как нужно относиться к любому человеку, вне зависимости от его чина и занимаемой должности);

«Барышня-крестьянка» (Жертва ради счастья. Умение пойти против обстоятельств и условностей ради собственного благополучия и жизни. Влияние первого впечатления на отношение к человеку );

«Евгений Онегин» (Идея изменения общества путем нравственного усовершенствования человека и улучшения общества через естественность  и красоту отношений, отстаивание права личности быть свободной, любить и верить в жизнь)

Научно – фантастическая литература (благодаря доведению до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет понять и принять крайности своих ощущений, стимулируя продуктивную активность человека)

·       Беляев А. «Ариэль» (Умение вопреки обстоятельствам и возможности использовать свой дар и способности, ставить морально-нравственные ценности и ценности свободы превыше алчности и жажды тщеславия)

·       Стругацкие (братья) «Трудно быть Богом» (Ставит вопросы о том, нужно ли человеку счастье, которое он не сотворил сам, а получил в дар? Каждый человек решает для себя «..быть Богом, или быть человеком?...»)

 

·       Верн Ж. «20 000 лье под водой» (Выбор человека, не сумевшего смириться в душе с несправедливостью жизни и сделав осознанный выбор в пользу добровольного отшельничества, обретя долгожданную свободу и независимость)

·       Уэллс Г.  «Волшебная лавка» (Вера в чудо и его ожидание, и только от восприятия человеком этого мира зависит, произойдут они или нет)

Детектив, приключения (благодаря большому вниманию негативным чувствам, тренировке интуиции, разоблачения романтического понимания жизни идет побуждение человека к риску, смелости и находчивости)

·       Акунин Б.

«Азазель» (Произведение захватывает, развивает логическое мышление, учит человека быть внимательнее и анализировать происходящее вокруг, учиться выявлять истинные намерения людей)

·       Коллинз У.  «Женщина в белом»

·       Конан – Дойл А. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

·       Рид М. «Всадник без головы»

·       Дюма А.

1.     «Три мушкетера»

2.    «Асканио»

Драматургия (данный жанр выполняет роль лечебного театра, позволяющего проигрывать в уме различные конфликтные и неоднозначные ситуации, помогая находить наиболее благоприятные сценарии для собственной жизни)

·       Шекспир У. «Гамлет» (Внутренний конфликт и переживание состояния отчуждения из-за душевной борьбы между своими идеалистическими представлениями и реальностью. Трагедия мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано и первым увидел его несовершенство)

·       Гюго В. «Собор Парижской Богоматери» (Жизнь как мир, созданный на синтезе прекрасного, солнечного, радостного и злого, уродливого и бесчеловечного, искусственно навязанного, но утверждающая красоту и величие чувств за самыми обездоленными и презираемыми слоями общества)

·       Метерлинк М. «Синяя птица» (Состояние поиска как основное состояние души человека, т.к. в результате него душа изменяется, что и является целью жизни, а внутренняя очистка – наибольшая награда за этот поиск)

·       Тургенев И.С. «Первая любовь» (Ярко описываемые переживания  большого чувства, испытания души и возможности для человеческого роста и развития)

·       Гете И.Ф. «Фауст» (Затрагивает мысли об общечеловеческих ценностях, смысле жизни, в основе которых лежит неутолимая деятельность ради человека, призыв не впадать в сон, действовать, изменяться, обогащаться самому вместе с миром, и впоследствии одержать победу духа над физической и духовной смертью)

Беллетристика(благодаря проблемности, критичности указывает человеку на его ошибки, заблуждения, способствуя их преодолению)

·       Пауло Коэльо

«Алхимик»  («В настоящем весь секрет. Уделишь ему должное внимание – сможешь улучшить его. А улучшишь нынешнее свое положение - сделаешь благоприятным и грядущее. Не заботься о будущем, живи настоящим, и пусть каждый день проходит так, как заповедано законом. Верь, что Всевышний заботится о своих детях. Каждый день несет в себе частицу вечности»);

«Вероника решает умереть» (Реалистичная история о жажде жизни перед лицом смерти, призывающая воспринимать каждый день как чудо. Просто о жизни, о смерти, о любви, о безумии, от которого нельзя избавляться)

 

 

 

 

Используются технологии uCoz