Государственное  учреждение культуры

Центральная библиотечная система №3 ЮАО

Библиотека – филиал №172 «Просвещение трудящихся»

Информационный Интеллект - Центр

 

Лечение книгой,

или основы библиотерапии

Автор работы:

Психолог Мишукова Е. O.

 

«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения поколению»

(Ф. Бэкон)

Москва 2011



 

 

 «… любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, и человеку»

(М. Горький)

 

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации.

В духовном мире многих людей кризисная ситуация с стране породила серьезные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний и стрессов. Поэтому, сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции – библиотерапевтической, и именно библиотеки должны предоставлять каждому «лекарство для души».

Библиотерапия как самостоятельное направление работы возникла на стыке психиатрии, психологии и библиотековедения. Ее появление совершилось еще много лет назад. Так, при входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса 2 висела табличка: «Лекарство для души». Пифагор, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь Т. Сагейдем советовал своим пациентом читать «Дон Кихота» Сервантеса.

Но свое научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале 20 века, когда в нескольких странах прошли конференции и симпозиумы, созданы были ассоциации.

В России ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина и его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: «Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение».

В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20 – х годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. Активно использовалась подобная «терапия» в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу «лечения книгой» в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной ситуации, и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой – на характер пациента, тем сильнее  терапевтический эффект от книги. Во время Великой Отечественной Войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.

Таким образом, следует отметить, что и в России, и за рубежом  широкое развитие получила клиническая библиотерапия.

В официальной же науке нет точно сформулированного определения для данной области знаний, то есть в научном отношении она развивается как один из разделов библиотековедения, использующего специфические методы обслуживания читателей. Но большинство специалистов все же едины в том, что эта область находится на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение на основе синтезирования ситуаций обслуживания с целью изменения или решения его личных проблем.

Библиотерапия – междисциплинарная область прикладного знания о лечебном эффекте чтения литературы различных жанров , типов и разновидностей.

Библиотерапия имеет длительную историю становления и развития. Известно, что еще Авиценна (Ибн Сина)в своей «Книге исцеления» среди всех средств воздействия на больного выделял «слово» врача и ставил его на первое место. До нас дошли письменные свидетельства того, что в 18 веке английский врач Т. Сандейгем «выписывал своим больным популярную в то время книгу М.Сервантеса «Дон-Кихот», расценивая ее прочтение как составляющую курса лечения.

        Более 100 лет тому назад возникла Ассоциация больничных библиотек США, которая активно использовала исцеляющие последствия чтения художественной литературы. Именно в этом сообществе библиотекарей и медиков впервые появился термин «библиотерапия», позже вошедший в широкий научный оборот во многих странах мира. Среди американских специалистов распространено мнение о том, что «библиотерапия есть использование литературы и поэзии в лечении больных, страдающих от эмоциональных проблем или умственных расстройств. Она часто используется в социальной работе с группами или в групповой терапии, и, как правило, достаточно эффективна при работе с людьми всех возрастов, с больными как госпитализированными, так и с амбулаторными. А также со здоровыми людьми, желающими использовать литературу как средство личного развития и самосовершенствования.

        Сегодня в книжных магазинах Финляндии, Италии, Англии, Франции и Германии можно встретить «терапевтическую поэзию»-сборники стихов, оформленные в виде упаковок для лекарств. На обложке таких изданий указано назначение, противопоказания, дозировка и свойства предлагаемого «поэтического снадобья». Такие стихи-медикаменты, по признанию покупателей, действительно помогают избавиться от душевной, а порой и телесной боли. Поэтому они пользуются спросом.

        В странах Западной Европы работа в данном напрвлении  осуществляется национальными ассоциациями либо библиотерапевтов (во Франции), либо социальных работников (Германия, Швеция), либо библиотековедов (Италия), либо социально-культурных аниматоров (Швейцария). Ассоциации систематически проводят совместные семинары, конференции и симпозиумы по библиотерапевтической проблематике, готовят (в университетах) кадры высококвалифицированных библиотерапевтов, ведут соответствующую научно – исследовательскую работу. Как следствие проделанной работы данными ассоциациями доказано, что библиотерапия приводит в действие психический механизм вытеснения отрицательных эмоций положительными, предотвращая тем самым губительные воздействия негативных эмоций как на биохимические, физиологические процессы, происходящие в человеческом организме, так и на социальное поведение людей. Это объясняется влиянием на эмоции человека:

1.     Смысла слов;

2.     Мыслями, закодированными в тексте;

3.     Вызванными наглядно-чувственными образами;

4.     Описанными поступками;

5.     Мнениями и переживаниями героя;

6.     Эмоциональным состоянием автора, его мировоззренческой позицией;

7.     Звучанием слов;

8.     Иллюстрациями;

9.     Шрифтом и т.п.

В России первые шаги по использованию библитерапевтических методов были сделаны в 1927 г. врачом Психоневрологического института в Харькове – М.В. Вельвовским. Также вопросами воздействия художественной литературы на духовный мир и психику человека занимались, с одной стороны, психотерапевты Алексейчик Л.Е., Карвасарский Б.Д. и др, а с другой – библиотековеды и психологи Невский В.А., Рубакин Н.А., Миллер А.М., Воробьева К., Ка бачек О. и др.

В России понятие библиотерапия стало использоваться лишь в 40-х гг нашего века. В первые годы советской власти это направление исследований возглавил Н.А. Рубакин-создатель библиопсихологии (библиологической психологии). Эта наука по его мнению имеет комплексный и прикладной характер, призвана решить все проблемы, прямо или косвенно связанные с восприятием читателем любых публикаций, входящих в библиотечный фонд.

                   В период ВОВ многие библиотекари, работавшие в госпиталях, заметили, что процесс выздоровления раненых тесно коррелируется с прочитанными ими книгами, что неудачно рекомендованные художественные произведения усугубляли физические недуги пациентов. Обобщение данных наблюдений позволило И.П. Кутанину в 1947г поставить вопрос о необходимости создания отечественной библиотерапии и потребности переосмысления рубакинской библиопсихологии в терапевтическом ключе.

                   Разработки библиотерапевтических рекомендаций на основании результатов полученных исследований, должны осуществляться с учетом социального статуса человека, его положения в обществе и микросоциумах, так как общность социально-статусных позиций – главный фактор, порождающий схожесть психического реагирования людей на социальные раздражители.

                   Таким образом, библиотерапия является одним из возможных методов восстановления (реабилитации) жизненных сил человека, способным стать достаточно эффективным проявлением социальной логотерапии. Это объясняется тем, что исходя из теории жизненных сил, каждый человек имеет свой набор физиологических, психических и социальных потенциалов для собственного жизнеосуществления и совершенствования своей жизни, точнее – только ему присущую конфигурацию жизненных сил. Социальное же поведение людей обусловлено не столько их принадлежностью к той или иной традиционно понимаемой социальной группе, сколько имеющимися в наличии и исчерпанными жизненными силами. Среди групп, выделяемых по степени развитости жизненных сил их членов, есть ослабленные одновременно в социальном, психическом и физиологическом отношениях и именно эти группы должны быть объектом библиотерапевтического влияния. Только при таком условии библиотерапия становится методом регулирования социальных отношений и реабилитации системно понимаемых жизненных сил людей.

 Данная форма психотерапии основана  на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека, где психолог подбирает литературу, специально ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.

                   Таким образом происходит лечебное воздействие на человека с помощью чтения в целях коррекции или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов в организме. Лечебные воздействия проявляются в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книг, восполняют недостаток соответствующих образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства, или направляют их по новому руслу, к новым целям, следовательно таким образом можно ослаблять либо усиливать воздействие на чувства человека для установления его душевного равновесия.

                   Цель: достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможности их вербализации и включение их в контекст общественно выраженного опыта.

                   Подбор книг: осуществляется как на основе клинической картины заболевания, так и при учете познавательных способностей и эстетических критериев пациента. Необходимо также тщательно учитывать личностные особенности человека, его социальный опыт, образовательный и культурный уровень.

                   Характер процессов, задействованный в данном методе терапевтического воздействия:

·        Неспецифические (характеризуются широтой, универсальностью воздействия на всю личность и на конкретные нарушения):

1.     Успокоение, т.е. получение специфических, авторитетных знаний из медицинской литературы, убеждающих больного что его нарушения функциональны;

2.     Удовольствие;

3.     Чувство уверенности в себе ( вера в свои возможности) возни кающее у человека при чтении автобиографий, биографий, воспоминаний;н-р, Толстой «Исповедь», «Путь жизни», Достоевский «Дневники писателя», Чехов «Письма»;

4.     Повышение психической активности (идет стимуляция нормальных и защитных психических и физиологических процессов, и подавление патологических, что способствует исчезновению травмирующих переживаний);

5.     Общее постоянное психическое развитие (стимулирует целостность личности, тенденции к компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей.

·        Специфические (характеризуются более узкой, специфической направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс - мышление, чувство, деятельность:

1.     Контроль над психическими процессами путем усиления их повторением, воспроизведением деталей, и характеризуется пониманием человеком невротической симптоматики, собственной роли в развитии болезни, осознанием жизненных отношений к проблемам;

2.     Эмоциональная переработка (способность проявляя эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей при поддержке и коррекции);

3.     Тренировка, суть которой заключается в том, чтобы человек старался как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что трудно дается ,таким образом осуществляется проигрывание в воображении диалогов альтернативного поведения;

4.     Разрешение конфликта (применяемое к конкретной жизненной ситуации, представляя собой синтез контроля, эмоциональной переработки и умения, полученного в результате тренировки.

Для терапевтической литературы особенно важны взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами человека, наличие специфических знаний, фактов, позволяющих находить суть, причину явлений, побуждая читателя ставить перед собой цель и находить пути к ее достижению.

«Произведение, которое читают,        имеет настоящее; произведение, которое   перечитывают - имеет будущее.»

( А. Дюма – сын)

Список литературных жанров

·        Специальная медицинская литература (имеет первостепенное значение, так как способна дать больному знания, которые ему особенно важны для стимуляции психотерапевтических процессов успокоения, контроля и др., давая достаточные для правильной, оптимистической ориентации знания, устраняя неприятные представления о заболевании, ориентировать в процессе преодоления имеющихся нарушений, стимулировать общую активность);

·        Специальная научная литература (помогает человеку лучше понять свою «нормальную психологию», стимулируя нормальные психические процессы);

·        Научно – популярная литература (объединяет 1 и 2 пункты)

·        Философская литература (помогает человеку получить более цельное представление о себе и людях, мире в целом, понять неизбежность разницы между внешним, реальным миром и внутренним, субъективным);

·        Биографическая и автобиографическая (помогает человеку быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти немало общего с мыслями и судьбами выдающихся людей; Л. Толстой, Ф. Достоевский, М. Ганди);

·        Классическая русская литература (благодаря простоте жизненных форм, их законченности, устойчивости, уравновешенности, развивая в человеке подобные характеристики можно добиться очень высоких результатов);

·        Зарубежная беллетристика (благодаря проблемности, критичности, может указывать человеку на его ошибки, заблуждения, способствуя их преодолению);

·        Критическая литература и публицистика (благодаря четкости, наглядности отношений к явлениям, помогает лучше в них разбираться, открывая для себя новое содержание: Ч. Айтматов, Д. Нагибин, Л. Озеров, В.Розов);

·        Юмористическая и сатирическая литература ( помогает научить человека более широкому, объективному взгляду на себя и других, а также своеобразной психологической защите);

·        Афористическая (благодаря содержанию в себе ясных образов, отточенных идей(парадоксальных, противоречивых, диалектических, но всегда завершенных), помогают человеку вносить порядок в психическую деятельность, динамику);

·        Сказки, фольклор (представляя собой мировоззрение народа позволяет использовать их для работы с детьми и осознании ими основных трудностей, проблем);

·        Научно – фантастическая литература (благодаря доведению до крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, она позволяет понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений, стимулируя продуктивную активность человека);

·        Детектив, приключения (благодаря большому вниманию негативным чувствам, тренировке интуиции, таинственности как способу познания действительности, разоблачения романтического понимания жизни, идет побуждение читателя к риску, смелости и находчивости);

·        Драматургия (данный материал может выполнять роль лечебного театра, применяться в поведенческой терапии, функциональных тренировок в семье);

·        Педагогическая литература (применяется в аспекте тренировок, коррекции, формирования и развития разных качеств и умений при преодолении трудностей);

·        Юридическая литература (дает возможность разобраться в причинах многих видов девиантного поведения и оценить степень его вредности);

·        Узкопрофессиональная литература (может дать очень ценный материал благодаря возможности перенести опыт высокого профессионализма в практическую психологию)

 

Почему же процесс библиотерапии не ограничивается только общением читателя с книгой, диалогом с автором? Каким образом можно объяснить то, что неоценимую роль в терапевтическом процессе играет литературно – художественное творчество самого человека, то есть освоение им позиции автора на практике?

Ответ заключается в том, что именно эта позиция дает возможность посмотреть на обстоятельства, события и отношения объективно, всесторонне, то есть мудро, и уравновесить, привести в гармонию свои внутренние переживания, разрешить психологические проблемы. Проявляется удивительная способность корректировать свой внутренний мир через творчество в том, что автор имеет возможность «отыграть» свои проблемы на том или ином материале, организуя своего рода психодраму, театр души. Спрятанный за личиной героя (героев), переодевшись в чужое «платье» без страха быть разоблаченным, автор «сводит счеты» с другими персонажами и обстоятельствами. Таким образом происходит не только эмоциональная разрядка, но и последовательное осмысление непростых отношений, когда автор переходит с позиции своего заместителя на позицию его оппонентов. Следовательно, объективированный в тексте жизненный материал рассматривается автором-рассказчиком уже не с собственной позиции, но с позиции читателя. В процессе такого обоснования, выстраивания автором материала и происходит переосмысление своего жизненного опыта, изменение, личностный рост автора. Так перед сочинителем открывается возможность изменения своих установок, переосмысления своего отношения к травмирующей ситуации, другим людям, к миру в целом. То есть возникает способность стать психотерапевтом для самого себя. Но для того, чтобы в процессе терапии творчеством происходило переосмысление своей проблемы, необходима коррекция эгоистических установок, жалости к себе и открытие ценности других людей, ценности мира, не противостоящего человеку, но родственного ему. 

И.Н. Казаринова изучала чтение как катализатор духовной жизни – действие механизмов библиотерапии в условиях стационара. Был отслежен характер читательских предпочтений в зависимости от этапа болезни. Выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятных ситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции этой деятельности. Так, читательские предпочтения даже в самые острые кризисные моменты оказались более разнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации (многие читатели в больнице проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспекты взаимоотношений, к литературоведению, к русской  и зарубежной классической литературе).

Особенность заключается в том, что в основу отбора литературных произведений и их фрагментов, отдельных строк положен принцип метафоры, глубинной эмоциональной ассоциативной связи, позволяющий впрямую использовать магию художественного слова – как психотерапевтического средства, способа организации эмоционального, ценностно – духовного мира читателя. Художественное слово выступает при этом в роли своего рода «формулы внушения». Это могут быть не только прямые формулы-внушения: от «…Все равно его не брошу, потому, что он хороший» (А.Барто), до «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья…» (А.Пушкин), «Чудная картина, как ты мне родна…» (А. Фет), «Подожди немного, отдохнешь и ты…» (М. Лермонтов), и др., но и просто отдельные выражения, художественные детали, создающие так необходимый человеческой душе образ мира, пронизанный светом, красотой и добром: «Чудесный день! Пройдут века – так же будут, в вечном строе, течь и искриться река и поля дышать на зное» (Ф.Тютчев), «О сад ночной, таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончелей…» (Н. Заболоцкий)

Может быть интересным и сопоставление, противопоставление высказываний разных авторов, связанных общей эмоциональной доминантой: «…И когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни» (А.Чехов) – «… не надо бояться смерти ни в семнадцать лет, ни в семьдесят. Есть только явь и свет…» (А. Тарковский)

Для эффективности процесса библиотерапии необходима особая мотивация чтения, особые читательские ожидания, эмоционально-ценностные установки, во многом определяющие и глубину восприятия произведений, осмысления текста по ходу и после прочтения, и характер присвоения авторского мироощущения, преображения личности читателя.

Данные установки представляют собой ожидание некой жизненно – важной и своевременной информации о себе и своей судьбе, ответов на свои глубинно – личностные запросы и вопросы, желание вдруг, чудесным образом разрешить свои проблемы и, в то же время, готовность меняться самому, открыть себя нового, свои скрытые ранее возможности.

Так, известный феномен перечитывания любимой книги свидетельствует о том, что читателя притягивает возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания, т.е. чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Также целью перечитывания является возможность найти ответы на свои жизненно-важные вопросы, которые впоследствии, формируя своеобразный «банк данных» в памяти читателя, дают больше возможностей для библиотерапии.

Для читателя творение искусства должно оставаться живым, дышащим, загадочным и завораживающим, а вопрос о том:  как и какой элемент произведения, какую «пружинку» необходимо затронуть при работе с произведением для того, чтобы включился эмоционально-насыщенный процесс лечения книгой? - это и решается в ходе библиотерапии, это и делает ее нетолько наукой, но и искусством.

        

Заключение

Библиотерапия, являясь частью психотерапии, имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы. Она может осуществляться как в традиционной форме организации библиотерапевтом условий для возникновения катарсиса (эмоционального потрясения) во время и после восприятия читателями художественных произведений, так и в форме организации условий для литературного творчества - творческого самовыражения личности , что ведет к гармонизации внутреннего мира человека.

Аппелируя к самым глубинным пластам личности, ее ценностному ядру, внутреннему "Я" человека, библиотерапия совпадает по своим преобразующим задачам с педагогикой, и, значит, может опираться на открытые педагогической психологией закономерности психического развития человека, формирования различных психологических структур, качеств, установок. Сам процесс читательского развития может быть рассмотрен как процесс последовательного расширения библиотерапевтических возможностей - возможностей и путей влияния книги на личность.

Для читателя творение искусства должно оставаться живым, дышащим, загадочным и завораживающим; и мера осознания тех или иных слоев, элементов произведения должна определяться каждый раз заново. Как и какой элемент произведения, какую "пружинку" необходимо затронуть при работе с произведением для того, чтобы включился эмоционально-насыщенный процесс лечения книгой? – это и решается в ходе библиотерапии, это и делает ее не только наукой, но и искусством.

В настоящее время библиотерапия — это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Важно подчеркнуть, что библиотерапия как научная дисциплина особенно полезна и важна еще и потому, что она непосредственно адаптировала и усвоила из психотерапии актуальные идеи и приемы, связанные с возможностями через книгу положительно влиять на человека. Перспективны для библиотечного обслуживания психотерапевтические знания, практические находки и методики. Дело в том, что психотерапия ее теория, методы и приемы пронизывают не только библиотерапевтические действия, но интуитивно, подчас, применяются библиотекарями.

Как показывают первые исследования, возможности психотерапевтических знаний, идей, приемов и методов содержат много ценного для оптимизации процесса общения человека с книгой (на этапах предчтения, собственно чтения, постчтения), всего библиотечного обслуживания. Сознательное использование приемов и методов психотерапии и библиотерапии поможет значительно повысить эффективность этой деятельности.

Таким образом, библиотерапия является одним из перспективных направлений психотерапии, опирающимся на особую природу психотерапевтической (художественной, педагогической) коммуникации, механизмы художественного творчества и восприятия. Библиотерапевтическую работу, понимаемую как процесс педагогический, а не узко-медицинский, библиотекарю необходимо проводить в тесном содружестве с психологом, который может взять на себя не только построение стратегии воздействия, но и диагностику особенностей читательского и личностного развития, а также развивающего и библиотерапевтического эффекта библиотечных мероприятий.

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!»

 (М. А. Шолохов)


 

 

Список использованной литературы:

1.     Алексейчик А.Е. Библиотерапия//Руководство по психотерапии/Под. Ред. Рожнова В.Е.-Медицина, 1985, с.304-319;

2.     В мире мудрых мыслей, 1962;

3.     Кабачек О.Л. Библиотерапия: история и теории (с сайта www.mirslovarei.com)

4.     Библиотерапия (автор Пакина Н.А. )

Статья сайта: www .gloris-nsk.com

5.     Трофимова Р.А. Трактовки библиотерапии

Статья из журнала «Мир науки, культуры, образования» (№1(4)- 2007);

6.     Тюшина Е.И. Лечение книгой, или библитерапия //Библиотечная жизнь Кузбасса:Периодический сборник /Кемерово, 2003 (Вып.3(41), с.14-18.

7.     История и современное состояние библиотерапии (с сайта www.gov.cap.ru)

8.     Материалы сайта: www.biblioterapia.psi911.com

9.     Психологический словарь www.azps.ru

Используются технологии uCoz